Мақолаҳо
РУСТАМ ХАЙДАРОВ: «Разрушительные действия ТЭО ПИВ, осуществляемые с использованием интернет-сайтов, представляют открытую и прямую угрозу безопасности Таджикистана»
Решением Верховного суда Республики Таджикистан от 15 августа 2019 года организация «Национальный альянс Таджикистана» была признана террористическо-экстремистским сообществом, и ее деятельность в Республике Таджикистан была запрещена. Также согласно этому решению, были закрыты 39 интернет-сайтов, которые обслуживают террористические и экстремистские организации «Национальный альянс Таджикистана», «Партия исламского возрождения Таджикистана» и другие организации, связанные с террористическими и экстремистскими действиями.Как отметили в Верховном суде Республики Таджикистан, по заключению государственных экспертов, предложенному Комитетом по делам религии, упорядочению традиций, торжеств и обрядов при Правительстве Республики Таджикистан, эти сайты созданы с целью дискредитации Правительства Республики Таджикистан, пропаганды экстремистских и террористических идей, осуществления экстремистской деятельности и возбуждения религиозной и национальной нетерпимости.
Также Институт философии, политологии и права Академии наук Республики Таджикистан пришел к заключению, что видеоматериалы, размещенные в сетях «Национального альянса Таджикистана», «Ютуб» и «Фейсбук», с точки зрения политологии отражают пропаганду экстремистской и антиконституционной деятельности организации, запрещенной судом.
В Верховном суде также отметили, что на заблокированных сайтах, связанных с террористическими и экстремистскими организациями, имеются признаки возбуждения национальной ненависти, местничества, массового призыва к насильственному захвату государственной власти, публичному призыву к осуществлению экстремистской деятельности и дестабилизации ситуации в стране.
В этой связи корреспондент НИАТ «Ховар» Мавджуда АНВАРИ провела интервью с заместителем директора Института философии, политологии и права Академии наук Республики Таджикистан, доктором философских наук Рустамом Хайдаровым.
НИАТ «Ховар»: На ваш взгляд, в чём особенность видеоматериалов и сведений, распространяемых на веб-сайтах «Национального альянса Таджикистана» и других террористических и экстремистских организаций, связанных с ним? Для каких целей некоторые заинтересованные зарубежные страны используют эти организации и их связи?
Рустам Хайдаров: Я думаю, что материалы, публикуемые на этих сайтах, носят провокационный характер и нацелены на распространение социально-политической нетерпимости, раскола в современном таджикском обществе. Информация, распространяемая на этих сайтах, полна клеветы и пасквиля по отношению к таджикскому народу и Правительству Республики Таджикистан.
Сегодня эти сайты запрещены Верховным судом Республики Таджикистан. Офисы этих сайтов расположены на территории иностранных государств, и с полной уверенностью можно сказать, что их подрывная деятельность против Таджикистана поддерживается специальными службами зарубежных кругов.
Террористическо-экстремистская организация «Национальный альянс Таджикистана», к которой сегодня примкнули некоторые таджикские граждане, стала игрушкой в руках некоторых заинтересованных зарубежных государств, которые используют их для достижения геополитических целей в регионе.
НИАТ «Ховар»: Какие цели преследует «Национальный альянс Таджикистана» и чем угрожает деятельность сайтов этой организации безопасности страны?
Рустам Хайдаров: Деятельность сайтов этой организации в соответствии с законами Таджикистана состоит из пропаганды террористическо-экстремистской идеологии. Мы должны защищать информационное пространство страны от таких информационных угроз безопасности государства. Сегодня в виртуальном пространстве сайты «Национального альянса Таджикистана» занимаются только распространением подрывной и провокационной идеологии этой организации.
«Национальный альянс Таджикистана», в свою очередь, преследует следующие цели:
а) изменение основ конституционного строя и нарушение территориальной целостности Таджикистана;
б) подрыв безопасности Республики Таджикистан;
в) овладение правительственными полномочиями в Республике Таджикистан путем захвата власти;
г) создание незаконных вооруженных формирований и организаций в Республике Таджикистан;
д) осуществление террористической деятельности в Республике Таджикистан;
е) возбуждение в обществе расовой, национальной, религиозной неприязни, а также социальных противоречий, связанных с насилием или призывом к насилию в Республике Таджикистан;
ж) унижение чести и достоинства таджиков;
з) совершение массовых беспорядков, преступных действий на основе религиозной, политической, расовой, национальной неприязни либо на основе ненависти или вражды в отношении социальных групп в Республике Таджикистан.
Следует подчеркнуть, что все эти действия представляют серьезную угрозу национальной безопасности нашего государства.
НИАТ «Ховар»: Как вы оцениваете политическую культуру руководителей «Национального альянса Таджикистана»?
Рустам Хайдаров: Несмотря на то, что руководители «Национального альянса Таджикистана» находятся в самом «сердце» цивилизации мировой демократии, то есть в Евросоюзе, их политическая культура не изменилась. Особенно продолжает развиваться военная риторика руководителей этих преступных группировок, они, как и в прежние годы, не отказались от своих целей дестабилизировать обстановку в Таджикистане, напротив, целенаправленно призывают к свержению конституционного строя Таджикистана.
Большая часть представителей «Национального альянса Таджикистана», покинувшая Таджикистан много лет назад, не информирована о реальном положении дел на нашей Родине. Недостоверная информация, распространяемая ими на своих сайтах, не содержит никаких фактов и доказательств, получена она из непроверенных источников. Сегодня мы наблюдаем, что в политической риторике террористических и экстремистских группировок используется много ненормативной лексики. Это является свидетельством отсутствия достоверных фактов, документов и информации, которые они могли бы использовать против таджикской нации, Таджикистана и Правительства страны. Последовательные успехи таджикского народа во всех сферах народного хозяйства делают тщетными клевету, пасквиль и провокацию террористическо-экстремистских группировок.
В виртуальном пространстве и социальных сетях они продолжают незаконную деятельность, основанную на ненависти и пропаганде идей терроризма, идеологии экстремистского насилия, религиозного радикализма.
Они используют факт получения статуса беженца в странах Европейского союза, чтобы продолжать разжигать социально-политическую и религиозную ненависть в таджикском сегменте в социальных сетях Интернета.
Ранее воинственная риторика таджикских террористическо-экстремистских групп привела к тому, что некоторые их сторонники открыто выступили в Интернете и призвали к свержению конституционного строя в Таджикистане и установлению шариатских порядков.
Такие подрывные действия таджикских террористических групп, в том числе и ТЭО ПИВ, на наш взгляд, должны быть расценены как открытая и прямая угроза безопасности населения Таджикистана. В период информационных войн, являющихся одним из современных средств свержения конституционного строя во многих странах мира, мы должны дать серьезный отпор таким угрозам.
В связи с этим соответствующие органы должны встать на пути таких вызовов и угроз в соответствии с их полномочиями и оказать серьезное противодействие этим негативным тенденциям.
Следует отметить, что «Национальный альянс Таджикистана» был создан в сентябре 2018 года вне пределов Таджикистана путём слияния так называемых организаций «Ассамблея свободомыслящих таджиков», «Форум таджикских мигрантов», «Движение реформы и развития Таджикистана», «Ассоциация мигрантов Центральной Азии» и запрещённой в Таджикистане «Партии исламского возрождения».
Большинство экспертов по вопросам политики и безопасности считают, что ТЭО ПИВ под прикрытием создания нового альянса намерена по примеру девяностых годов прошлого века продолжить диверсионные, террористические и экстремистские действия. Однако ясно, что «Национальный альянс Таджикистана» - это та же ТЭО ПИВ под другим названием. Верховный суд Таджикистана в сентябре 2015 года запретил деятельность «Партии исламского возрождения» в Таджикистане и объявил её террористическо-экстремистской организацией (ТЭО).